Виртуальное путешествие по горной Кубани

Приют Фишт — Белореченский перевал

Обратно к приюту Фишт, Армянскому перевалу

От приюта Фишт в направлении одноименной вершины (юго-запад) идет тропинка, которая тут же пересакает маленький бетонный мостик через ручей (приток Белой) и подходит к огромному камню с двумя-тремя табличками в память погибших альпинистов. Здесь тропинка резко поворачивает налево и углубляется в густой лес. Буквально через несколько десятков метров — развилка вправо к Малому Фиштинскому леднику: крутая извилистая тропинка уходит вверх через густые заросли и через пол часа приводит на лысый травянистый хребтик, откуда до ледника уже рукой подать. Но мы продолжим путь по основной тропе.

Долина реки Белой

Долина реки Белой. Вдали виднеется Чугуш.

обрывы горы Фишт

От места развилки видна нижняя часть Малого ледника и восточные обрывы горы Фишт

Гора Хрустальная

Вид на г. Хрустальная с Белореченского перевала

На подходах к Белореченскому перевалу

На подходах к Белореченскому перевалу. Вдали виден Оштен.

Идем по широкой хоженной тропе с небольшим подъемом. Вокруг огромные буки. Туристическая маркировка встречается повсюду. Склон довольно крут как вниз, так и вверх, а в одном месте, где крутизна настолько велика, что на склоне нет деревьев, открывается прекрасный вид на долину реки Белой. Саму реку не видно среди густого смешанного леса, а видно только длинную и широкую сглаженную долину (см. фото).

Вскоре подходим к еще одной развилке у большого камня. Несложная тропа, которая уходит вправо, через 20-30 минут приводит к низовьям Малого Фиштинского ледника, так же как и на предыдущей развилке. На камне нарисованы две стрелки одна под другой, указывающие в противоположные направления. Я думаю, что тот, кто рисовал этот значек, хотел сказать таким образом, что тропа радиальная (тупиковая). Кстати, вернитесь на 50 метров назад от развилки. Слышите оттдаленный шум воды внизу? Там находится источник, куда можно спуститься за водой или просто полюбоваться ручьем, постепенно появляющемся из-под камней, покрытых густым мягким мохом.

Не торопитесь уходить далеко от развилки. Проядя немного и оглянувшись назад, можно увидеть снежно-ледяные поля Малого ледника под огромными обрывами восточных склонов Фишта. С этих обрывов падают высоченные водопады, которые впрочем не всегда полноводны и бывают различимы отсюда только в бинокль.

По мере подъема лес становится другим: теперь мы видим заросли из невысоких лиственных пород. Все чаще стали попадаться полянки. И вот за перегибом уже показался вдали Белореченский перевал. Вместо леса теперь только одиноко стоящие деревья, зато сколько вокруг травы и цветов! Справа от нас возвышаются серые обрывы так называемого Южного Фишта. Прямо под обрывом виднеется большой грот Асланбека (не уверен, что правильно написал название). Он служит обычно ориентиром при подъеме на Фишт через южное плато. К югу от нас возвышается островершинная гора Хрустальная (Белореченская). Говорят, на ней есть естественные выходы самоцветов...

Проходим еще один перегиб, на котором стоит небольшой памятник защитникам Кавказа в годы войны, и вскоре мы уже на перевале.

До Белореченского перевала (1782 м) от приюта доходится за полтора часа; набор высоты около 200 метров. Здесь стоит большой камень, на котором приколочено с десяток табличек от различных организаций края в честь воинам — защитникам перевала.

Первал расположен на Главном Кавказском хребте (он же водораздельный). Все реки, берущие начало на южных склонах хребта, впадают в Черное море. Отсюда мы впервые можем видеть море вдали и самые высокие причерноморские вершины.

Основная тропа продолжает идти дальше вдоль склона к Черкесскому перевалу, но отсюда можно также пойти по тропинке в сторону горы Хрустальной и дальше по Главному Кавказскому хребту вплоть до самого поселка Красная поляна. Однако нужно иметь ввиду, что этот маршрут довольно длинный (дня четыре) и физически не простой.