Эти заметки, надеюсь, будут интересны любителям смотреть в окно поезда или электрички, а так же тем, кто интересуется горами и природой Краснодарского края.

Схема железной дороги со станциями и платформами

Железная дорога между Белореченском и Туапсе протянулась на 100 с лишним километров и, наряду с участком Туапсе — Адлер, является, на мой взгляд, одним из самых интересных участков Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Путь проходит по холмистому и горному рельефу, вдоль извилистых русел горных рек, пересекает Главный Кавказский хребет и связывает равнинные территории Кубани с Чёрноморским побережьем. Электричка из Белореченска до Туапсе идёт аж 3 с половиной часа, преодолевая на малой скорости горные перевалы и крутые изгибы дороги, разъезжаясь на полустанках со встречными поездами — большая часть дороги здесь однопутная.

Станция Белореченская
Станция Белореченская (старый слайд)
Ранним утром на станции Белореченская

Итак, совершим виртуальное путешествие на электричке из Белореченска в Туапсе.

Железнодорожный мост через реку Белая
Покидая станцию Белореченскую, поезд тут же пересекает реку Белую по большому мосту

Покинув станцию Белореченскую, поезд тут же пересекает шумную бурлящую реку Белую по длинному стальному мосту. Правда, в зависимости от сезона и погоды, река может быть не шумная и бурлящая, а мелкая и спокойная. Река Белая берёт начало в самом сердце Лагонакского нагорья и имеет все особенности и сюрпризы большой горной реки. Например, может ни с того ни с сего разбушеваться, если вдруг в горах начнётся сильное снеготаяние или пройдёт ливень.

Через несколько километров пересекаем мутно-коричневую спокойную и глубокую на вид реку Пшеху. Путешественнику, который решился бы отправиться отсюда до самых её верховьев, пришлось бы пройти почти 150 километров мимо города Апшеронска, посёлков Черниговского (см. поход на Шесси), Отдалённого, погрузиться в дремучие леса Лагонакского нагорья и упереться в 200-метровый водопад, срывающийся со скал между Фиштом и Пшехо-Су — истоки Пшехи находятся в очень живописных местах.

Станция Пшехская
На станция Пшехская

После станции Пшехской, что сразу за рекой Пшехой, рельеф становится холмистым, поезд покидает равнину и устремляется в горы.

Немного не доезжая до станции Кабардинской справа показывается река Пшиш, которая будет сопровождать нас почти до самого перевала, показываясь то справа, то слева — пересекать мы её будем неоднократно (если быть точным, то четыре раза).

Один из крупных городов, что будет на нашем пути — Хадыженск. Панорама города хорошо видна из поезда у платформы «1811 км», а в хорошую погоду на горизонте можно увидеть покрытые снегом вершины Лагонакского нагорья. После платформы «1811 км» поезд проезжает первый туннель (всего туннелей — шесть) и останавливается на станции Хадыженская. Обернувшись назад можно заметить ярко белый обрывистый склон — Белая Круча.

Далее проехав станцию Навагинскую, поезд пересекает Пшиш и тут же погружается в темноту Навагинского туннеля, выехав из которого снова пересекает реку. Я считаю это место одним из самых красивых по дороге вдоль реки Пшиш.

Станция Навагинская
У станции Навагинской
Река Пшиш перед Навагинским туннелем
Пересекая реку Пшиш перед въездом в Навагинский туннель
Река Пшиш
Поезд значительную часть пути едет вдоль реки Пшиш
Река Пшиш у станции Пшиш
Вид из окна поезда на реку Пшиш у одноимённой станции

После станции Пшиш поезд пересекает реку последний раз и взору открывается широкая долина на юго-востоке: слева — хребет Каратянский Семашхо, справа — Главный Кавказский хребет. Река Пшиш приходит оттуда, мимо посёлка Терзиян, со склонов горы Шесси (1839 м), силуэты которой проглядываются сквозь дымку.

Следующая остановка — станция Гойтх. Если есть желание посетить скалы горы Индюк или великолепную панорамную вершину Семашхо, то можно начать восхождение отсюда. Гора Семашхо (1033 м) — один из самых посещаемых природных объектов этих мест. И неудивительно: всего три-четыре часа несложного подъёма — и ты имеешь возможность увидеть сразу едва-ли не весь Туапсинский район, а в очень хорошую погоду видимость превышает 100 км! По популярности эта гора уступает, пожалуй, лишь скальной вершине Индюк, находящейся на полпути до Семашхо.

Станция Гойтх
На станции Гойтх
Гора Индюк
Вид на гору Индюк из окна поезда рядом с одноимённой станцией

Сразу после станции Гойтх поезд пронзает Главный Кавказский хребет по длинному и совершенно прямому туннелю — он проглядывается насквозь. Выехав из туннеля, любуемся величественными скалами горы Индюк по левую сторону — на этом участке дороги они видны лучше всего.

Проехав ещё совсем немного, слева внизу можно заметить железнодорожные пути. Это станция Индюк, где мы окажемся через 10 минут, а пока поезд уходит вправо, пронзает двумя короткими туннелями два отрога, поворачиваясь на 180 градусов, затем ныряет в длинный наклонный туннель, где незаметно делает поворот ещё на столько же, совершая таким образом полную петлю, и неожиданно выныривает прямо на станцию Индюк, только метров на 30 пониже того места, откуда станция была видна сверху. Говорят, сооружение этой петли (одного Большого и двух Малых Петлевых туннелей) было самой сложной инженерной задачей при строительстве этой дороги.

Краснодарская железнодорожная ветка
Примыкание железнодорожной ветки из Краснодара. Вдали видна гора Лысая (976 м)
Поворот на Георгиевское (Туапсе)
Вид из окна поезда на Главный Кавказский Хребет у развилки на село Георгиевское

Через несколько километров справа к нам примыкает железнодорожная ветка из Краснодара, после чего дорога становится двухпутной. С этого места, кстати, железная дорога идёт вдоль реки Туапсе.

А поезд между тем постепенно снижается, отдаляясь от Главного Кавказского хребта и приближаясь к Чёрному морю. Великолепный вид на Главный Кавказский хребет открывается, когда поезд оказывается у станции Кривенковской. Хорошо видна Семашхо, правее её — гора Два Брата, а ещё дальше — вершины Лысая и Семиглавая, откуда начинается река Пшенахо. Широкую долину реки Пшенахо мы проезжаем сразу за станцией.

С другой стороны долины возвышается высокий хребет — цепочка вершин Большое Псеушхо, Тхихурай, Пеус. Гора Большое Псеушхо (1100 м) является одной из самых лучших обзорных вершин Туапсинского района.

Электричка неторопливо везет нас дальше к морю. Мимо проплывают отдельные строения, огороды, береговые укрепления в русле реки. Миновав платформу Кирпичное проезжаем мимо горы Каштановой, которая является самой северо-западной и самой низкой вершиной хребта Большое Псеушхо.

Хребет Пеус (Большое Псеушхо)
Вид на горы Большое Псеушхо, Тхихурай и Пеус из окна поезда между станциями Индюк и Кривенковская
Платформа Дачная (Туапсе)
Железная дорога у платформы Дачная в 10 километрах от Туапсе

Когда то Туапсе остаётся всего 10 км, электричка останавливается на платформе Дачная у села Красное. Здесь совсем недалеко находится высокий водопад. Также отсюда можно совершить прогулку по окрестностям горы Мессажай.

Перед станцией Туапсе вплотную к ней находится станция Туапсе-сортировочная. Обычно из нескольких десятков железнодорожных путей почти половина занята грузовыми составами. Рядом справа возвышается гора Пролетарская высотой более 300 метров — последняя гора перед въездом в Туапсе. Если бы мы проезжали здесь на автобусе или шли пешком, то могли бы совершить увлекательную прогулку на несколько часов в верховья ручья Греческая Щель, через перевал к реке Паук или насладиться видом на город с высоты птичьего полёта.