Гора Большое Псеушхо (1100 м) — красивая высокая вершина в 20 км к востоку от Туапсе и в 12 км от берега Чёрного моря (местные жители нередко называют её Пеус). Эту гору легко распознать по широким крутосклонным лугам под её вершиной — верхние 300 м южного и восточного склона горы лишены лесного покрова. Это также одна из лучших обзорных вершин Туапсинского района: вершина преобладает по высоте над окружающими ее горами и даже Главный Кавказский хребет на северо-востоке находится ниже.

Гора красивее всего смотрится из долины реки Макопсе по пути к аулу Наджиго, а также со стороны посёлка Большое Псеушхо. Цепочка вершин Большое Псеушхо — Тхихурай — Пеус, расположенных на одном хребте, хорошо видна и из окна поезда в районе станции Кривенковской, хотя с той стороны гора полностью покрыта лесом и не выделяется чем-то необычным.

На вершину Большое Псеушхо есть два основных маршрута: со стороны моря (через аул Наджиго) и с противоположной стороны (с запада) от перевала Псеушхо. Мы же в этот раз забрались на гору по более длинному маршруту — от посёлка Большое Псеушхо, о чём и пойдёт речь в этой заметке.

Когда я пригласил своего друга Рё (имя такое) — известного в Японии спелеолога и путешественника — домой на Кубань, то решил, насколько позволит время, показать ему несколько красивых мест Северного Кавказа. После того, как мы неплохо полазили по Хаджохской теснине и каменным завалам и пещерам Руфабго, мы решили поехать в Шепси (посёлок недалеко от Туапсе) позагорать и посмотреть что-нибудь интересное. Разумеется, я не мог не сводить его на мою любимую гору поблизости — Большое Псеушхо, куда мы забрались в этот раз по новому для меня маршруту — от одноимённого с горой посёлка.

Посёлок Большое Псеушхо — хребет Мокухоцук — восточное ребро — вершина

До посёлка Большое Псеушхо из Туапсе через село Георгиевское ходит автобус. Редко, несколько раз в день. Однако, наши знакомые сподвиглись отвести нас туда на машине, что сэкономило нам немного времени. Спасибо, спасибо! Мне, кстати, показалось, что им и самим было интересно посмотреть на глухой посёлок в горах — они хоть и местные, но были здесь впервые и долго удивлялись, кто же живёт в такой глуши и, главное, чем же люди здесь занимаются?

Три Больших Псеушхо
Три Больших Псеушхо на одном снимке: посёлок, река и гора

Прибыв на совершенно безлюдную главную площадь посёлка, являющуюся по совместительству и автобусной остановкой, мы сфотографировались одновременно на фоне трёх Больших Псеушхо (горы, посёлка и реки), после чего друзья, пожелав нам на прощанье удачи, уехали на машине обратно, оставив нас в одиночестве: вокруг по-прежнему не было ни души.

Прошло почти 10 лет с тех пор, как я был последний раз на этой горе. Что изменилось? Не заросли ли дороги? Вспомню ли я, где начинается тропинка? Но лёгкое беспокойство с лихвой перекрывала радость ожидания чего-то необычного и романтического, как это всегда бывает со мной перед горными походами, особенно если речь идёт о горах Северного Кавказа.

Подробности маршрута. От посёлка до подножия горы простирается относительно длинный (более 3 км) пологий хребет Мокухоцук, по верху которого идёт лесная дорога. Ещё одна дорога проходит вдоль ручья Пчияк севернее хребта. Обе эти дороги начинаются от места впадения ручья Пчияк в реку Б. Псеушхо (пол километра на юго-запад от посёлка по дороге вдоль реки) и снова соединяются уже на подходах к подножию горы. Идти можно по любой дороге, хотя хребтовый вариант, думаю, красивее.

Итак, вернувшись через пол посёлка обратно до развилки на Георгиевское, мы свернули на грунтовку, идущую вдоль реки Большое Псеушхо. Корявая дорога, по которой легковушка если и проедет, то с большим трудом, плавно поворачивает налево и через пол километра приводит к устью ручья Пчияк, пройдя вдоль которого буквально 100 м, мы оказались на распутье: воспользоваться ли тенистой дорогой, идущей вдоль ручья, или же сразу забраться на хребет? Как обычно, я предпочёл хребтовый вариант, но на всякий случай спросил мнение моего попутчика: тактичный Рё согласился.

Дорога сделала большой зигзаг, прошла под проводами ЛЭП и, петляя через фруктовые сады, вскоре вывела на верхушку хребта, откуда уже можно было осмотреться. Внизу утопали в зелени разбросанные по узкой долине домики посёлка, лесистой стеной над ними возвышался хребет Мезецу со скальными верхушками, а вдали виднелись лысые вершины Главного Кавказского хребта. «А ведь ещё и 100 м не поднялись, а уже такие красоты!» — восхищались мы, попутно упражняясь в произношении названия хребта Мокухоцук, на котором мы сейчас находились.

Лесная дорога через сад
Лесная дорога за посёлком Большое Псеушхо петляет через сады и забирается на пологий хребет Мокухоцук
Вид на посёлок Большое Псеушхо
С хребта открывается вид на посёлок Большое Псеушхо, хребет Мезецу (слева) и Главный Кавказский хребет (вдали)

Отсюда теперь предстоял довольно долгий пологий подъём до полян, видневшихся у подножия вершины. Оставив позади сады и редколесья, дорога погрузилась в тёмный густой лес, в котором мы повстречали двух весёлых мужичков, заготавливавших дрова. «Сюда ли на Псеушхо?» — спросил я на всякий случай. «Нет. Совсем в другую сторону», — ответили они к моему большому удивлению. После дополнительных расспросов выяснилось, что они имели ввиду посёлок, а гору почему-то называли Пеус. «Да, да! Нам на Пеус», — я быстро сориентировался, вспомнив, что эту гору действительно иногда так называют. Ответив нам, что в таком случае мы идём в правильном направлении, они ещё немного поудивлялись куда это Японца занесла нелёгкая, после чего мы распрощались и, пройдя совсем немного, вышли, наконец, к полянам.

Вершина, под которыми раскинулись огромные крутосклонные луга, исполосованные выходами слоистых горных пород, находилась прямо над нами — чтобы на неё посмотреть, приходилось даже немного задирать голову. С этой стороны гора смотриться особенно красиво и сурово.

Подробности маршрута. Здесь справа приходит дорога от перевала Псеушхо — собственно основной маршрут на гору. Эта дорога пересекает поляну и уходит влево на хребет Псешетх и дальше взбирается серпантином под огромные луга на юго-западном склоне, невидимом отсюда. Именно оттуда, перейдя на южное ребро, забраться на вершину проще всего. Есть ещё полузаросшая тропа, ведущая на вершину по восточному ребру. Она начинается прямо от поляны, где мы сейчас находимся.

Прежде чем нырнуть в густые заросли, где должна была проходить тропа на вершину, я хотел немного пройтись по дороге, приходящей справа, посмотреть что там и как. Дорога без значительных подъёмов и спусков шла траверсом, обходя гору с востока. Дойдя до оползня (пол километра от поляны) я сделал снимок и мы повернули обратно. Судя по картам, это и есть основной путь на Псеушхо, начинающийся от одноимённого перевала.

Поляны у подножия Большое Псеушхо
Наконец-то вышли к полянам, откуда начинается тропа на вершину
Перед подъёмом на Большое Псеушхо
Прежде чем погрузиться в лес, бросаем взгляд на вершину: с этой стороны гора особенно красива
Дорога от перевала Псеушхо
Справа сюда приходит хорошая дорога от перевала Псеушхо
Тропа на вершину
Начало тропы на вершину трудно заметить в кустах. Хорошо, что я тут был до этого

Вернувшись на поляну я без проблем нашёл начало тропы у крошечного источника. Рядом стоял хлипкий деревянный стол со скамейками и валялась сетка от металлической кровати — кто-то тут отдыхал...

Тропа отсюда сначала резко уходит влево, взбираясь по холмам в тенистом лесу, затем становится круче и ведёт прямо вверх, приводя к ложбине, поросшей жестокими колючими зарослями. Там мы потеряли тропинку, но не стали тратить время на её поиски, а, выбирая наиболее проходимые пути, пошли прямо вверх, благо граница леса была уже совсем близко. Здесь уже стали попадаться засохшие борщевики — высокая трава в виде толстого стебля с зонтиками, в изобилии произрастающая в горах Кубани. Сфотографировавшись под одним из самых больших экземпляров, который был значительно выше человеческого роста, мы продолжили путь и почти сразу же вышли из леса на широкие луга. Идти стало полегче, но до вершины было ещё далеко (около 200 м по высоте). Открывающаяся отсюда панорама была великолепна и мы иногда останавливались передохнуть и полюбоваться видами.

Когда склон стал круче, мы перешли на восточное ребро, по которому идёт хорошая тропа. Ребро в верхней части крутовато, поэтому тропа временно ныряет в лес, петляет по очень крутому рыхлому склону и выходит из леса уже практически под вершиной. Последнее усилие и вот мы на самом верху!

Рё похоже очень устал и я оставил его отдыхать и наслаждаться горными пейзажами, а сам бродил вокруг и фотографировал горные цветочки, сверкающую гладь моря, что вдалеке проглядывалась сквозь плотную дымку, прекрасный вид на долину реки Макопсе. Но чаще всего мой взгляд обращался на восток, где протянулся стеной Главный Кавказский хребет, где закрытые дымкой стоят бастионы Фишта, и куда ещё на сотни километров простирается Большой Кавказ...

На вершине Большое Псеушхо
Наконец-то на вершине!
Вид с Псеушхо на Тхихурай
Второй горб вершины Большое Псеушхо. За ним виднеется вдали гора Тхихурай с обрывистыми склонами
Спуск с Псеушхо в долину реки Макопсе
Спуск по южному ребру в сторону долины реки Макопсе, виднеющейся внизу

Рё отказался составить мне компанию и пройтись до второго горба, который находится в 300 м по северо-западному гребню. Посмотрев на часы и на заметно склонившееся к западу солнце я с ним полностью согласился и мы поспешили вниз.

Южное ребро — хребет Псешетх — аул Наджиго — ночное Макопсе

Маршрут на гору Большое Псеушхо от аула Наджиго. От аула по восточному склону хребта Псешетх в направлении верховий реки Макопсе проходит лесная дорога, которая через 3 км переваливает этот хребет и уходит дальше вниз в долину реки Шепси. От перевальной точки нужно перейти на тропу, идущую по верху гребня в сторону вершины (по гребню также идёт тропа и в сторону моря). Примерно через километр упираемся в предвершинный склон и выходим на хорошую дорогу, приходящую справа от перевала Псеушхо. Можно пойти по ней влево до лугов или же подняться в лоб по склону, чтобы сразу выйти на южное ребро, по которому до вершины идёт набитая тропа. Именно по этому маршруту мы сейчас спускаемся с горы.

Теперь путь проходил по южному ребру, более открытому и узкому, идя по которому хорошо ощущаются огромные просторы вокруг. Обилие скальных выходов делает эту тропу ещё красивее и интереснее: в некоторых местах образовались естественные каменные ступени, а там и сям из крутого травянистого склона торчат белые камни, словно развалины древней крепости.

Вид с Псеушхо на ГКХ
На горизонте — Главный Кавказский хребет, за ним просматривается гора Шесси
Скальные выходы на Псеушхо
Скальные выходы на гладком травянистом склоне выглядят необычно
Южные склоны Большого Псеушхо

Быстро сбросив 150 м мы погрузились в лес и некоторое время карабкались через заросли, пока не вышли на дорогу, ту самую, что идёт от перевала Псеушхо. Теперь нужно было выйти на хребет Псешетх и найти тропинку в строну моря. Места здесь пологие и холмистые, но к счастью мне удалось взять правильный азимут и вскоре мы уже бодро шагали по набитой тропе.

Через пол часа мы снова вышли на дорогу. На этот раз это была дорога к аулу Наджиго, но я ещё не был в этом полностью уверен — слишком много времени прошло с тех пор, как я был здесь последний раз. Искорёженная бульдозерами дорога переваливала через хребет и уходила вправо вниз в долину реки Шепси. Был большой соблазн свернуть туда, спуститься до реки и пойти вдоль неё домой до самого посёлка Шепси. Очень большой был соблазн. Тогда не пришлось бы пилить почти 10 км по асфальту и не нужно было бы спешить на электричку. Но я совсем не был уверен, что эта дорога не закончится через пару километров, как это нередко бывает, и в любом случае мы бы добрались до дома сильно затемно. Было бы сечас хоть на часик пораньше, конец у этой истории, наверно, был бы совсем другой...

Лесная дорога на хребте Псешетх
Лесная дорога на хребте Псешетх под вершиной Большого Псеушхо
Тропа по хребту Псешетх
Лесная дорога в верховьях реки Макопсе
Аул Наджиго в вечерних тонах

Итак, мы всё-таки свернули налево в сторону долины реки Макопсе. Через пару сотен метров я убедился, что мы идём правильно и можно было немного расслабиться, сбавить темп и спокойно любоваться подёрнутыми вечерними красками лесистыми склонами.

Прибыв примерно через 40 минут в аул Наджиго мы в первую очередь поспешили к автобусной остановке. Разумеется, последние автобусы уже давно ушли. Купив в киоске газировку, мы опять-таки бодро зашагали по асфальтированному шоссе: бодрость была совершенно необходима, так как до трассы было не много не мало, а шесть километров!

Когда мы наконец вышли на трассу Туапсе — Сочи, было ещё светло. На автобусной остановке расписания не было, но с большим трудом выловленная нами аборигенка утверждала, что автобусов больше не будет и, более того, последняя электричка тоже уже ушла. Вот тебе и раз!

Смеркалось. Сильно сомневаясь по поводу последней электрички, мы решили побродить вокруг в поисках правды или хотя бы недорогого такси. Ни того, ни другого не было, поэтому мы вернулись к автобусной остановке и стали ловить попутку. Таковая поймалась минут через 15. Как раз уже стало совсем темно и щуплый горец с опаской поглядывал из окна своей машины на моего японца. Бородатый Рё с каменным выражением лица, видимо от усталости, в полусумраке выглядел как самый настоящий чеченский боевик, а моему заверению, что это японец, водитель, по-моему, не поверил. После некоторых колебаний он сказал нам вдвоём (!) садиться с ним рядом на переднее сиденье, но предупредил, помахивая чем-то зажатым в руке, мол, если что, то у него под сиденьем финка.

Опешив от такого предложения, я решил не ввязываться в авантюры и мы, распрощавшись с горцем, двинулись пешком к ж.д. станции (платформа «Дружба»), расположенной у берега моря. «В крайнем случае до Шепси можно дойти по шпалам. Правда, по пути будет два туннеля...» — рассуждал я.

К нашему большому облегчению, информация о последней электричке не подтвердилась. Она пришла всего через 10 минут, после того, как мы доковыляли через ночной посёлок до тёмного полустанка...

Послесловие

Дома меня слегка пожурили за то, что я вусмерть уходил бедного японца, после чего нас накормили вкусным ужином.

— Ну как тебе сегодняшняя гора? — спросил я Рё, уплетавшего за обе щёки картошку с котлетами и подливой.

— Устал немного, — скромно ответил он. — Горы, кстати, точь в точь, как у нас под Токио!

— Да ну, — сказал я с некоторой обидой. Разве могут быть ещё где-то горы, похожие на мой любимый Северный Кавказ?

Что ж, спустя несколько лет после описываемых событий мне удалось побывать в горах недалеко от Токио. И вы знаете, действительно очень похоже! И рельеф, и расстительность, и климат... И всё-таки ощущения совсем другие. Не лучше и не хуже. Просто совсем по-другому. За долгое время моего проживания в Японии я неоднократно задумывался над этим отличием, и в конце концов понял: дело в романтике и личных воспоминаниях. В горах Кубани даже самый простой поход часто превращается в приключения с поиском дороги и неожиданными открытиями. И куда бы я ни забрался, обязательно нахожу взглядом места, где я уже бывал или мечтаю побывать, и тогда воспоминания о дикой красоте и незабываемых приключениях захлёстывают с головой...