Виртуальное путешествие по горной Кубани

Станция Гойтх — гора Семашхо

На основе похода на гору Семашхо 1995 года

Обратно в электричку...

Переходим железнодорожные пути по пешеходному мостику и оказываемся на асфальтированной автомобильной дороге. Идем по ней вверх километра полтора до Гойтхского перевала, высота которого 336 м, и затем сворачиваем налево на грунтовку. Рядом находится столбик с табличкой, на которой написано, что "Гора Индюк является памятником природы и охраняется Государством".

Идем по этой дороге. На всех развилках выбираем самые верхние пути. Вскоре дорога переходит в широкую тропу и вот перед нами равнозначная развилка. От перевала пройдено километра два. Правая тропа, насколько мне известно, подходит к скалам горы Индюк, а мы пойдем по левой тропе.

Чёрное озеро

Между горами Круглой и Семашхо

Тропа через высокотравие между горами Круглой и Семашхо

Вокруг нас — густой лес, почти не пропускающий солнечных лучей, и только забравшись повыше, начинаем сквозь деревья видеть склоны соседних гор. Незадолго до конца подъема проходим мимо крошечного заиленного озерца, вода в котором кажется совершенно черной.

Первое, что бросается в глаза — это многочисленные следы былых военных действий 40-х годов: патроны, изъеденные ржавчиной снаряды, военные каски и даже гусеничные секции. Кое-где военные трофеи сложены кучкой и рядом висит табличка или пятиконечная звезда...

Тропа уже идет практически без подъема. Огибаем верхушку горы Индюк с севера и, продолжая идти по тропе, через пол часа оказываемся на вершине горы Круглой (966 м). Наличие небольшого безлесого участка, заросшего высоким папоротником, позволяет в какой-то мере рассмотреть окрестные горы. Далеко на востоке очень хорошо виден массив горы Шесси (1839 м) — сомой высокой в Туапсинском районе, а чуть правее виднеется сглаженная вершинка горы Семашхо — цель нашего путешествия.

Дальнейший путь проходит почти без перепадов высот в основном по лесу. На редких полянках тропа идет через высокие заросли. Но вот уже стали попадаться выходы скальных пород, каменные проплешины, и вынырнув из леса, неожиданно оказываемся прямо перед высоким крутым холмом. Тропинка вьется по нему, продирается через кустарники, прыгает по скалам... Уже сейчас сзади такой вид! Что же будет наверху?

На вершине Семашхо

Вид на северную сторону с вершины Семашхо. Слева вдали видны скалы горы Индюк

Недолгий подъем позади. Прямо на вершине стоит бетонный монумент в виде трех огромных автоматов, поставленный в честь воинов — защитников Кавказа. На севере, по другую сторону долины реки Пшиш, вровень с нами протянулся хребет Каратянский Семашхо, постепенно переходящий на востоке в массив горы Шесси. На юге, прямо под нами, совершенно неприступно смотрятся два скальных выступа — гора Два Брата. Внизу, под ней — долина реки Пшенахо. В том же направлении, совсем далеко, проступают контуры горы Аутль — ближайшая к нам точка Кавказского заповедника. Правее видны практически все вершины Туапсинского причерноморья, а на северо-западе уходят вдаль бесчисленные холмистые предгорья...

От горы Семашхо в юго-западном направлении вниз ведет набитая тропа, по котрой за полтора-два часа можно спуститься до небольшого хребтика, разделяющего долины рек Пшенахо и Туапсе. Там есть множество дорог, по которым можно выйти либо к поселку Анастасиевка (если идти преимущественно влево), либо к станции Кривенковская (если почаще сворачивать направо).