Дело было в большом 60-метровом колодце пещеры Ручейной, что находится в недрах хребта Алек недалеко от Сочи.

В самом верху колодца во время перестёжки у меня погас фонарь. Ещё раньше он немного барахлил, помаргивал, периодически гаснул, но лечился лёгким постукиванием по каске. Сейчас же ничего не помогало. В последний раз встряхнув на всякий случай ещё и тяжёлый аккумулятор, болтающийся на карабине сбоку, я вопросительно посмотрел на товарища, висевшего на одну верёвку выше меня. «Посвети мне! — кричу я. — Фонарь не работает.» В слабом свете его фонарика я завершил перестёжку и медленно поехал вниз.

Это был мой первый визит в Ручейную и я понятия не имел ни о глубине колодца, ни о том, что меня ждёт внизу.

По мере спуска становилось всё темнее — фонарик приятеля превратился в тусклую звёздочку окружённую белёсым ореолом водяных паров — и мне оставалось полагаться только на собственное осязание. Мокрая верёвка рывками со свистом проходит через решётку* — сжимаю её левой рукой, чтобы не разгоняться сильно, правой же рукой осторожно придерживаю страховочный самохват — сниматься с него в полной темноте, в случае чего, может быть проблематично.

*Сейчас решётки используются редко. Многие спелеологи, в основном, спускаются на стопперах и без страховочных самохватов.

Вокруг, казалось, была бесконечная пустота. Сбоков ничего нет — верёвка висит посреди колодца вдали от стен, внизу — пропасть неизвестной глубины, вверху — десятки метров пустоты. «И угораздило же мне потерять свет в самом глубоком колодце пещеры!»

Медленный спуск в полной темноте казался очень долгим, но в конце концов я почувствовал, что верёвка начинает уходить вбок и, застопорив решётку, подтянулся к следующей перестёжке. Кое-как нащупав ногой выступ в скале, закрепился карабином на точке и освободил верёвку. «Свободно!» — кричу наверх.

Я стоял в весьма неудобной позе — ноги едва помещались на небольшом скальном выступе, рукой я крепко держался за один из верёвочных концов. Кто знает, сколько ещё метров до дна — воображение рисовало подо мной бездонные пропасти.

Не прошло и минуты, как показался бледный луч фонаря сверху и стали видны неровные контуры стен и сводов...

Спустившийся товарищ застал меня почти что валяющегося от смеха на мокром галечном полу небольшого зала, у стенки которого, прямо под точкой крепления верёвки, слегка возвышался над полом небольшой каменный уступ. Именно на этом уступчике, думая, что до дна ещё далеко, я и провёл несколько страшных минут.


К счастью, к меня был с собой ремнабор и оторвавшийся проводок был тут же прикреплён на место. Но всё же после этого похода я решил поставить себе на каску второй запасной фонарь.

Спелеологи перед входом в пещеру
У входа в пещеру Ручейная (я — справа). Сфотографировал нас Костя Усольцев, если я не ошибаюсь.

Поход Ручейная-Заблудших на сайте спелеоклуба Барьер