Караби 96
Спелеопоход на плато Караби (Крым) со спелеоклубом Барьер. Пещеры Дублянского, Крубера, Нахимовская, Молодёжная.
Май 1996 года
Спелеология — замечательное увлечение, позволяющее прикоснуться к совершенно другому миру, наполненному романтикой и необычными открытиями. Это не только освещённые прожекторами каменные красоты или кристально чистые подземные озёра, как может показаться тем, чьё знакомство со спелеологией ограничивается фотографиями или прогулками по экскурсионным маршрутам. Чтобы, к примеру, добраться до самой глубокой или самой дальней части сложной пещеры, необходимо преодоление разнообразных многоуровневых препятствий, владение верёвочной техникой, выносливость, гибкость тела, пространственное воображение и ещё много чего, что делает прохождение пещеры чрезвычайно увлекательным.
Мне посчастливилось познакомиться с удивительным миром пещер благодаря спелеоклубу «Барьер» (МФТИ), с которым у меня связано множество самых приятных воспоминаний. Моё знакомство со спелеологией началось со Старицких каменоломен, потом были новичковые походы в Воронцовские пещеры, на Чатырдаг, затем более серьёзный поход на хребет Алек, и вот теперь мы собрались в Крым, попробовать свои силы на подземных вертикалях плато Караби.
Интересное в спелеопоходах — не только сами пещеры. Подчас заброска до места стоянки бывает продолжительной и не менее интересной, добавляя в спелеопоход элементы горного туризма. Так получилось и в этот раз. Поезд довёз нас до Симферополя, где мы тут же погрузили все вещи на грузовик. Для людей места в грузовике почти не осталось, поэтому большинство из нас, доехав на троллейбусе до Перевального, отправились на Караби пешком по 20-километровому горному маршруту через Долгоруковскую яйлу и два перевала.
Начали мы свой марш-бросок ближе к вечеру, так что большая часть пути проходила в полной темноте, если мы шли через лес, или при свете луны, когда мы продвигались по открытым местам. От этого ночного похода у меня, как большого поклонника горных походов, остались самые хорошие впечатления: вечерний закат на Долгоруковской яйле, громкий ор лягушек на озёрах, блуждания по тёмному лесу в свете фонарика, привал на каменистом склоне под тусклым призрачным светом луны.
Добрались до метеостанции на плато уже за полночь, а утром, взвалив на плечи тяжеленные рюкзаки, отправились на место стоянки недалеко от пещеры Нахимовской.
Теперь пару слов о пещерах, в которых удалось побывать. (Время могло немного исказить мои воспоминания...)
Пещера Дублянского. Вход в пещеру представляет собой длинную узкую расщелину, глубиной примерно 30 метров. Внизу ход уводит вбок и вываливается в огромный зал с кальцитовыми образованиями и многочисленными запутанными ходами. На дне есть несколько маленьких озёр, откуда мы иногда брали воду для питья. Это, кстати, единственная пещера, в которую я взял с собой фотоаппарат. Все пещерные снимки, которые вы видите в фотоальбоме, сделаны в пещере Дублянского.
Пещера Крубера. Широкий входной колодец глубиной около 40 метров постепенно расширяется книзу и приводит в зал с горкой посередине. От центрального зала в разные стороны уходят две галереи. Пещера мне запомнилась крошечным красивым озером в самой дальней части одной из галерей.
Пещера Нахимовская — вторая по глубине пещера Крыма (около 400 м). Отличительной особенностью этой пещеры является необычность входа, представляющего собой узкую неприметную дыру на дне широкой карстовой воронки. Вот уж не подумаешь, что внизу скрываются многосотметровые пропасти. Точкой навески здесь являются два бревна, положенных крест накрест над входом в пещеру. После короткого 8-метрового входного колодца идут глубокие отвесы до самого дна пещеры. Впрочем, добраться до дна мы не смогли по причине нехватки снаряжения. Вопрос зачем мы шли в Нахимовскую, если знали, что верёвки и карабинов всё равно нехватит, остаётся открытым.
Пещера Молодёжная. Запомнилась мне как фактически один сплошной колодец глубиной около 250 метров с двумя-тремя полочками, на которых может одновременно поместиться 3-4 спелеолога. На дне — зал, стены и пол которого покрыты толстым слоем мягкой податливой глины, из которой удобно лепить фигурки. Этих фигурок, как и художественных рисунков на стенах, было в изобилии.
Безымянные пещеры. Не один поход на Караби не обходится без поиска новых ещё не открытых пещер — редкая возможность для спелеолога почувствовать себя первооткрывателем. И всё, что для этого нужно — это прогуляться по плато в любом направлении. Узкие щели, лазейки, дыры и гроты виднеются повсюду, но почти все тут же заканчиваются завалами или непроходимыми узостями. Конечно, это не совсем новые пещеры — скорее всего в них уже наверняка кто-то когда-то побывал, но всё-таки шанс открыть совершенно новую глубокую пещеру есть.
Кстати, о прогулках по плато. Караби — это ровное горное плато размером почти 10 на 10 километров, поверхность которого почти полностью покрыта карстовыми воронками. Некоторые люди, мало знакомые со спелеологией, иногда называют такой рельеф лунным из-за схожести карстовых воронок с лунными кратерами. Из-за такого рельефа на плато чрезвычайно сложно ориентироваться — воронки похожи одна на другую, а обзорных точек или понятных ориентиров очень мало. Даже в ясный день мы нередко случайно проходили мимо своего лагеря по возвращении из пещеры. А ночью или в туман блуждания были фактически неизбежны (GPS и прочих навигаторов в 96 году ещё не было, почти). Бывало даже, что с наступлением ночи люди не могли найти путь до лагеря и ждали до самого рассвета, когда могли, наконец, сориентироваться.
Тем не менее пейзажи плато Караби — самые замечательные, и ни в коем случае не стоит упускать возможность пройтись по какому-нибудь красивому маршруту. Когда у меня выдался свободный день, я, разумеется, посвятил его круговой прогулке почти через всё плато с заходом на обзорную точку — гору Тай-Коба на соседнем плато Кара-Тау, откуда плато Караби было прекрасно видно целиком. Действительно, пейзаж лунный и совершенно удивительный.
Итак, пещеры пройдены, продукты съедены, и настало время возвращаться домой.
Обратный путь проходил тем же самым маршрутом, только на этот раз днём и с рюкзаками — очень интересно было посмотреть те места, где мы проходили несколько дней назад в потёмках и не могли ничего толком разглядеть. Потом снова был трамвай, Алушта, пляж, холодное море, горячее крымское солнце и незабываемые воспоминания о крымских пещерах.
Евгений Исенко. 2011 год.