По горным тропам Туапсе: окрестности горы Мессажай
Однодневный горный поход по маршруту: платформа Дачная — село Красное — вершина 623 м — лесная дорога — посёлок Мессажай
Апрель 2005 года. Ходовое время — 5 часов.
Дело было поздним солнечным утром весной 2005 года. Я выбрался из электрички на платформе Дачная, что в 10 км от Туапсе, с намерением совершить прогулку по хребту, опоясывающему с севера село Красное, с безымянной вершиной 623 м, и по возможности забраться также и на гору Мессажай, если останется время. До горы Мессажай в этот раз дойти не получилось, но и в той части пути, что удалось пройти, оказалось на редкость красиво и интересно.
Гребень, по которому предстоял подъём, как бы окаймляет село с юго-запада и расположен между платформой Дачной и селом, однако откуда начинается тропа — предстояло сейчас выяснить.
Перейдя с платформы на автодорогу, я прошёл немного в сторону Туапсе, чтобы сделать панорамный снимок села Красного и хребта с вершиной 623 м: отсюда одним взглядом можно было охватить практически весь сегодняшний маршрут. Однако похоже, что начать подъём со стороны посёлка можно было только вторгнувшись в чьи-нибудь владения — склоны горы густо застроены жилыми домами. Удобный заход обнаружился с другой стороны гребня, фактически напротив платформы Дачной, где по склону горы влево полого уходит просёлочная дорога.
По гребню идёт набитая тропа. Некоторое время слева внизу ещё виднеются дворы и строения, но поднявшись совсем немного, оказываешься в светлом лесу один на один с тропой, и можно на некоторое время забыть о цивилизации.
Хорошо ранней весной в горах Туапсе! Ещё не нахлынула летняя жара, подлесок застилает ковёр весенних цветов, веселее щебечут птицы, а деревья, ещё не успевшие одеться в листву, позволяют видеть соседние хребты и склоны даже в густом лесу. Вот только плотная дымка, которя тут часто бывает весной, отбеливает небо, горные склоны и долины, а дальние хребты закрывает совсем. Снимки, сделанные в таких условиях, выглядят блёклыми и матовыми.
Через 200–300 м подъёма гребень становится у́же, а склон с южной стороны — круче. Кое-где видны небольшие обрывы и осыпи, а поредевший лес открывает виды на южную сторону, где заметнее всего возвышающаяся над окружающим пейзажем гора Большое Псеушхо (1100 м).
Я шёл не торопясь, делая снимки со штативом, любуясь видами, вальяжно развалившись на полянке, и совершенно не думая о времени, которого, как впоследствии оказалось, не хватило. Только с некоторым беспокойством поглядывал я на обрывистые склоны в верхней части гребня, в той стороне, куда я держал путь. Не получилось бы так, как в 96 году, когда я без тропы поднимался на Главный Кавказский хребет в районе горы Семиглавой, и неожиданно упёрся в стену обрывов, которую мне пришлось долго и тяжело обходить по крутым осыпям.
К счастью, в этот раз всё оказалось проще: приблизившись к обрывам, я увидел, что отсюда влево уходит простая тропинка в обход обрывистых мест. Но, разумеется, я не мог просто так пройти мимо такого интересного места и, выбравшись на основной хребет, свернул с тропы направо, чтобы оказаться прямо над обрывами.
Здесь также было много цветов, которые росли везде, даже из ращелин между скал, а приблизившись к обрывистой кромке, можно было насладиться видами на село Красное, откуда я только что поднялся, реку Туапсе и железную дорогу. С высоты 500 м над уровнем моря проезжающие внизу поезда кажутся игрушечными, особенно грузовые составы. Чуть дальше по долине реки Туапсе в сторону моря виднеется посёлок Мессажай (куда я в конечном итоге выйду), зажатый между двумя хребтами, а ещё дальше виднеется полоска моря, городские и промышленные кварталы Туапсе.
Вдоволь насмотревшись на скалы, цветы и пейзажи, я вернулся на тропу и продолжил путь. Поднявшись вверх по хребту ещё метров 50, я оказался на неширокой безлесой полянке, также покрытой сплошным ковром белых и синих цветов, пробивавшихся сквозь прошлогоднюю пожухлую траву. С верхней части полянки открывается потрясающий вид на южную сторону — это лучшая обзорная точка на на этой части хребта. Вдали видна цепочка вершин Главного Кавказского хребта, как раз в районе горы Семиглавой, о которой я упомянул несколькими строчками выше. Чуть правее и ближе возвышается гора Большое Псеушхо — одна из лучших обзорных точек Туапсинского района. На высоких вершинах вдали всё ещё лежал снег.
Я предположил, что с вершины вряд ли открывается такой же хороший вид, поэтому решил немного дольше побыть на красивой полянке. Снова достал штатив и некоторое время фотографировал пейзажи и горные цветы.
Дальше тропы фактически нет, но до вершины легко доходится за 10 минут по светлому низкому лесу. Предчувствие меня не обмануло: на вершине кроме высокой (около 3 м) триангуляционной вышки не было ничего интересного. Правда, деревья вокруг были невысоки и чтобы посмотреть на окружающие пейзажи достаточно было забраться на вышку, что я без колебаний и сделал — у меня уже как-то был аналогичный опыт. С вышки действительно поверх деревьев можно было видеть дальние хребты и вершины на южной стороне, хотя вид с полянки внизу был лучше. Сделав пару снимков, для верности подняв фотоаппарат на вытянутых руках вверх, я слез вниз и продолжил путь по гребню в западную сторону.
Лучшая панорамная точка на хребте: виден ГКХ (слева) с пятнами весеннего снега и гора Б. Псеушхо (справа)
Тропы здесь нет, виднеются только следы очень старой дороги, но идётся легко. Через пол часа пологого спуска (от вершины сброшено 50 м) выхожу на хорошую лесную дорогу, по которой спускаюсь за 20 минут ещё на 100 с лишним метров и оказываюсь у развилки: вправо уходит дорога в сторону вершины горы Мессажай. Посмотрев на часы понимаю, что нужно торопиться, — у меня после обеда была запланирована встреча в Шепси.
Ну что ж, на Мессажай заберусь как-нибудь в следующий раз, а пока продолжаю путь по дороге, спускающейся по узкому хребту на юг, в сторону посёлка Мессажай.
Через 500 метров снова развилка: одна дорога продолжает идти по хребту и в конце, судя по карте, вываливается прямо к железной дороге, другая — резко ныряет в долину. Как обычно в таких случаях я стараюсь проверить оба варианта. Внутренне уже решив идти по нижней дороге я всё же прохожу немного по гребневому пути, несмотря на то, что для этого нужно набрать немного высоты. Дорога сильно заросла и если и можно по ней пройти, то это, пожалуй, потребует порядочно времени и усилий.
Возвращаюсь до развилки. Нижняя дорога тут же пересекает ручей (приток ручья Мессажай), и плавно траверсирует противоположный склон постепенно спускаясь. Поглядывая на часы, я иногда переходил на лёгкий бег, но не забывал при это фотографировать живописное ущелье ручья.
Быстро пробежав через посёлок Мессажай, я отыскал автобусную остановку, но когда будет следующий автобус — неизвестно. Судя по полному неведению встреченных мной местных жителей, на автобус лучше не надеяться, и я поспешил в сторону Туапсе, намереваясь быстрым шагом за час дойти до автостанции. К счастью, меня догнал и подобрал какой-то автобус и уже через 15 минут я был на месте.
Пока я бегал вокруг автовокзала пытаясь выяснить, куда подевались все автобусы в сторону Лазаревской, все сроки уже вышли, я отменил запланированную встречу и оставшееся до электрички время бродил по Туапсинскому морскому порту, смотрел на море, чаек, рыбаков и танцующих пенсионеров.
Вот такой немного сумбурный, но интересный день получился...
Смотрите также: