Маршруты горной Кубани: Гора Семашхо
Однодневный поход по маршруту: станция Гойтх — гора Круглая — гора Семашхо — станция Кривенковская
30 июля 1995-го года. Ходовое время — 8 часов.
Как выяснилось, маршрут на гору очень прост, хотя и занимает целый день (мы вот не успели на последнюю электричку). Кроме того, на маршруте почти нет никаких указателей, так что необходимо иметь карту и минимальный горный опыт.
Прожив всё детство в Белореченске и бесчисленное количество раз проезжая на электричке мимо скального бастиона горы Индюк на Главном Кавказском хребте, я просто не мог не сходить когда-нибудь на эту гору. За плечами был опыт двух-трёх простых походов по окрестностям Туапсе и несколько спелеопоходов, однако километровую вершину предстояло покорить впервые. Правда в этот раз забраться на Индюк не получилось (почему — читайте ниже), зато удалось залезть на соседнюю гору Семашхо, о чём мы нисколько не пожалели.
Итак, ранним летним утром мы выехали из Белореченска на первой электричке и в 9 часов уже были на станции Гойтх. Светило тёплое утреннее солнце, было полное безветрие, а в воздухе висела небольшая дымка — день обещал быть жарким. Переходим железнодорожные пути по пешеходному мостику и оказываемся на асфальтированной автомобильной дороге. Сворачиваем вправо и идём с небольшим набором высоты километра полтора до Гойтхского перевала (высота 336 м), откуда, судя по карте, начинается подъём на хребет. С перевала действительно влево уходила лесная дорога. Рядом находится покосившийся столбик с табличкой, на которой написано, что «Гора Индюк является памятником природы и охраняется Государством».
Идём по этой дороге. По пути встречается несколько развилок — выбираем те дороги, что ведут вверх. Вскоре дорога переходит в широкую тропу и вот перед нами равнозначная развилка влево и вправо. От перевала пройдено километра два. Куда сворачивать — непонятно. Я сбегал на разведку метров 300 по правой тропе, но ничего интересного не увидел (на самом деле это, как оказалось, и есть основная тропа к скалам горы Индюк). Свернули на левую тропу.
Лес вокруг настолько густой, что солнечные лучи почти не проникают под его полог, и только забравшись повыше, начинаем различать сквозь деревья склоны соседних гор. Незадолго до конца подъёма проходим мимо крошечного заиленного озерца, вода в котором кажется совершенно черной.
Вдоль тропы встречаются многочисленные следы былых военных действий 40-х годов: патроны, изъеденные ржавчиной снаряды, военные каски и даже гусеничные секции. Кое-где военные трофеи сложены кучкой и рядом висит табличка или пятиконечная звезда...
Некоторое время тропа идёт практически без подъема и вскоре мы оказались вблизи вершины горы Индюк. Вокруг — лес и кустарники, но никаких скал нет. Знаменитые скалы горы Индюк, оказывается, расположены севернее вершины и туда снизу идёт другая тропа (на предыдущей развилке нужно было свернуть вправо). Я попытался пройти по направлению к скалам по едва заметной тропинке сквозь кустарники, но заросли былы ещё те и я вернулся на основную тропу, решив сходить на скалы как-нибудь в следующий раз.
Итак, огибаем верхушку горы Индюк с севера и, продолжая идти по широкой тропе, через пол часа оказываемся на вершине горы Круглой (966 м). Наличие небольшого безлесого участка, заросшего высоким папоротником, позволяет в какой-то мере рассмотреть окрестные горы. Внизу простирается широкая долина реки Пшиш, в верховьях которой на востоке очень хорошо виден массив горы Шесси (1839 м), являющейся самой высокой точкой Туапсинского района. Правее виднеется продолжение Главного Кавказского хребта и сглаженная вершинка горы Семашхо — цель нашего путешествия. Выглядит далековато, но на самом деле путь простой и проходится быстро.
Дальнейший путь проходит почти без перепадов высоты в основном по лесу. На редких полянках тропа идет через высокие заросли. Но вот уже стали попадаться выходы скальных пород, каменные проплешины, и вынырнув из леса, неожиданно оказываемся прямо перед высоким крутым холмом. Тропинка вьется по нему, продирается через кустарники, прыгает по скалам... Уже сейчас сзади такой вид! Что же будет наверху?
Недолгий подъем позади. Прямо на вершине стоит бетонный монумент в виде трех огромных автоматов, поставленный в честь воинов — защитников Кавказа. Во все стороны — изумительные виды! На севере, по другую сторону долины реки Пшиш, вровень с нами протянулся хребет Каратянский Семашхо, постепенно переходящий на востоке в массив горы Шесси. На юге, прямо под нами, совершенно неприступно смотрятся два скальных выступа — гора Два Брата. Внизу, под ней — долина реки Пшенахо. В том же направлении, совсем далеко, проступают контуры горы Аутль — ближайшей к нам точки Кавказского заповедника. Правее видны практически все вершины Туапсинского причерноморья, а на северо-западе уходят вдаль бесчисленные холмистые предгорья...
Вдоволь понаслаждавшись видами, решаем спускаться прямо вниз в юго-западном направлении в сторону станции Кривенковская. Тропу сразу найти не удалось, но продравшись немного сквозь кусты мы вышли на огромные осыпные склоны, по которым удалось спуститься метров на 50, карабкаясь по огромным валунам. Красиво, конечно, но таким путём вниз не дойти. Траверсируем склон вправо и почти сразу же натыкаемся на набитую тропу, по котрой за полтора-два часа смогли спуститься до небольшого хребта, разделяющего долины рек Пшенахо и ручья Маслова (притока реки Туапсе). На этом хребте пересекаем множество троп и лесных дорог, ведущих в разные стороны. По-видимому, если сворачивать преимущественно влево, то можно выйти к поселку Анастасиевка. Мы же пошли по лесной дороге вправо вниз и вскоре спустились до ручья Маслова, вдоль которого уже трусцой заспешили к станции — времени до отправления последней электрички оставалось совсем мало.
Когда показались поля и огороды, мы подумали, что до станции уже рукой подать. Однако мы вышли к железной дороге гораздо южнее, чем ожидали, и нам пришлось около километра бежать по шпалам. Вот и электричка из Туапсе обгоняет нас неторопливо и всё едет и едет дальше и не думает останавливаться. Куда же ты? Стой! Последний рывок, срывающееся дыхание и вот мы стучимся в закрывшиеся перед нашим носом двери последнего вагона. Электричка, плавно набирая скорость, уходит вдаль и скрывается за поворотом. Ночевали в Туапсе на лавочке, но это уже отдельная история...
Смотрите также: