Виртуальное путешествие по горной Кубани

Гуамское ущелье

На основе большого похода «Гуамка — Фишт — Красная Поляна»

Обратно в Гуамку, Красный Дагестан...

Гуамское ущелье 1

В Гуамском ущелье

Выходим на узкоколейную железную дорогу, проходящую через весь поселок и идем по ней на юг, туда, где тесно смыкаются два высоких хребта: слева — хребет Гуама (1078 м), справа — еще более высокие отроги Лагонакского хребта. На окраине поселка у узкоколейки стоит будка, где за вход в ущелье требуется заплатить 8 руб (лето 1999 года).

Ущелье начинается сразу и незаметно: только-только вокруг были пологие лесистые склоны и ярко светило солнце, как вдруг над головой нависли скалы, а река ушла далеко вниз и шумит где-то, зажатая в узком каньоне, не заглушая, впрочем, криков петухов: поселок ведь еще совсем рядом. Узкоколейка идет по узенькой полочке, вырубленной в сплошной скале, причем есть места, где разминуться с едущим поездом очень нелегко: слева — каньон реки Куржипс, глубиной 10-20 метров и шириной всего в несколько метров — очень красиво! — а справа — каменная стена: движущийся поезд едва не задевает за скалу. Матрица — так местные называют крошечную, почти игрушечную дрезину — является единственным общественным транспортом, связывающим Мезмай — поселок с другой стороны ущелья — с остальным миром.

Популярность Гуамского ущелья идет далеко за пределы Краснодарского края. Здесь часто бывает много туристов, ходят здесь и местные, так как это едва ли не единственный легкий пеший путь к Мезмаю. Река на протяжении ближайших 4 — 5 км делает немыслимые зигзаги, так что солце оказывается то впереди, то сзади. В некоторых местах дорога идет почти вровень с рекой, но обычно река далеко внизу. Кое где со стен стекают крошечные живописные водопадики.

Вот скалы немного расступаются и мы видим впереди мост. Справа по ходу нашего движения из такого же узкого и высокого ущелья приходит немноговодный приток Сухая Балка (именно через него перекинут мост). Это место, где смыкаются два ущелья, особенно красиво.

У посёлка Мезмай

На подходе к посёлку Мезмай

Приют ТЭП Глюк

Приют «ТЭП Глюк» в посёлке Мезмай

После моста скалы постепенно начинают все дальше расходиться в стороны, рельеф выполаживается и вскоре только красноватые высокие скалы далеко слева еще напоминают о Гуамском ущелье. Дорога так и идет по левому (орографически) берегу реки (только река ушла немного в сторону и ее уже не видно и не слышно) и еще через несколько километров, сразу после ж/д моста через Курджипс, подходим к поселку Мезмай.

Мезмай — поселок лесорубов — расположен в неширокой долине у места впадения в Курджипс ее притока Мезмайки. Жилые дома взбираются высоко по обоим склонам долины, а вокруг — бескрайние леса.

По мосту или вброд переходим Курджипс и мимо домов и через дворы довольно высоко взбираемся вверх по склону метров на 50 (по вертикали). Здесь, на окраине поселка, расположен приют под названием, если не ошибаюсь, "ТЭП Глюк". Несколько деревянных домиков с резными украшениями — труды местного умельца, хозяина приюта, знающего окрестные горы как свои пять пальцев.

Сразу за приютом, еще чуть выше по склону, выходим на широкую грунтовую дорогу. Она приходит справа из поселка Гунайка, но делает огромный крюк, огибая почти всю долину ручья Сухая Балка, и идет влево еще 18 км к верховьям реки Курджипс. Прямо здесь от дороги в лес вверх по склону уходит набитая тропа, которая ведет к Ивановским полянам.

Обратно в Гуамку, Красный Дагестан...