29 июля. День седьмой.

Гора Куд — гребень горы Санаторная — северные склоны Большой Чуры

Встали в 7 часов. Погода портится. Со всех сторон низкие темные облака, пока еще с просветами. Вдали слышны раскаты грома. Правда, ветра почти нет. Сейчас позавтракаем и выйдем к г. Большая Чура, сегодня надо до нее дойти, если погода позволит. За вчерашний день мы прошли 13 км. Сегодня должны пройти примерно столько же, но набор высоты раза в два меньше. Правда гребень скальный и выглядит сложным. Воды опять осталось мало.

На горе Малая Чура 1
Облачное утро у вершины г. Малая Чура
На горе Малая Чура 2
На горе Малая Чура после дождя. Синяя точка в центре снимка левее гребня — наша палатка

Только мы позавтракали и собрались идти — пошел дождь. Пережидаем. Удалось еще немного поспать. Приблизительно в 11 часов гроза заканчивается и мы в 11 часов 45 минут выходим. Небо затянуто облаками, дует ветер, холодно. Проходим один гребень, второй. Они оказываются на удивление простыми. Со второго гребня справа внизу видели след от лавины — полоса поваленного леса.

Скальный гребень у Малой Чуры
Красивейший гребневый маршрут от горы Куд до Санаторной
Лавинный прочес в лесу

Начинаем подниматься к вершине г. Санаторная, на саму вершину нам не надо. Гребень сворачивает налево. Здесь он широкий и обрывистый только с одной стороны. Рядом с нами летает сокол. Он пытается вырулить против ветра, но ветер сильный и сокол просто висит на месте, и, когда устает, падает снова в траву. Он совсем близко от нас. Евгений фотографирует его. Тут из травы взмывает еще один сокол. Потом еще и еще. Тут в траве их оказывается много. Вообще, тут горы имеют совсем другой облик, нежели мы видели раньше. Здесь нет огромных скальных обрывов, зато больше растительности и животных.

Идем по гребню. Он поворачивает направо, потом налево. Погода улучшается. Приходим к ручью. Незадолго до этого над нами пролетел большой орел. Таких больших я раньше не видел. У ручья умываемся. Евгений ушел вперед. Когда я вышел за ним, ветер принес облако. Вокруг ничего не видно. Теряю тропу и ломлюсь непонятно куда. Пересекаю глубокую лощину с речкой. Поднимаюсь вверх в надежде найти тропу. Вдруг слышу сзади окрик Евгения. Аукаясь мы через некоторое время находим друг друга — повезло.

Гора Санаторная
Гора Санаторная. Вдали — склоны Чугуша
Горное озеро у Большой Чуры
Затерянное озеро перед подъемом на Большую Чуру

Поднимаемся по заросшей тропе наверх и оказываемся на скалистом гребне. Идем по нему минуя одну вершинку за другой. Снова показывается облако и мы сидим, как ежики в тумане, т.к. по скалам при такой видимости идти опасно. Справа и слева скальные обрывы. В одном месте тропа уходит вниз. Мы пытаемся спуститься, но впереди только скалы. Достаем веревку, но, сходив на разведку без рюкзаков, убеждаемся, что спуститься здесь мы не сможем. Поднимаемся снова на гребень и находим обход по скалам сверху. Слева хорошо виден, уже очень близкий, горный массив с г. Чугуш. Время 20 часов и ясно, что сегодня гору мы перевалить не успеем.

Чугуш в облаках
Облачные горы

Скалистый участок гребня кончился, и мы, пройдя еще немного, останавливаемся в довольно большой котловине. Недалеко от нас снежник, так что вода будет. При сильном ветре ставим палатку. Вдали за Чугушем сверкают молнии. Мы ужинаем и ложимся спать.

Конец седьмого дня.

30 июля. День восьмой.

Южные склоны Большой Чуры — лесистая часть ГКХ — блуждания

Ночью шел сильный дождь и дул ветер, но сейчас небо чистое. Правда облака летят очень быстро и все может за несколько минут измениться. Мы уже позавтракали и скоро выходим. В 10 часов 45 минут начинаем подъем к северной вершине г. Большая Чура. Через 50 м подъема по кустарнику оказываемся на скальной вершине. От предвершинного взлета нас отделяет метров сто.

На склоне к вершине замечаем несколько серн, некоторое время наблюдаем за ними в бинокль. Как легко они передвигаются по почти отвесным скалам. Но более всего меня поразило, что они могут стоять и ходить по снежнику, который тоже практически отвесный.

Мы видим, что на вершину не забраться с рюкзаками и находим обход слева. Оказываемся на гребне, ведущем вниз — тот самый гребень, который нам нужен. Справа от нас с вершины вниз идет очень красивый скалистый гребень, очень узкий, имеющий с обеих сторон отвесные скалы. Чуть ниже нас две скалы, сверху выглядящие как две каменные полусферы.

У вершины Большой Чуры
У вершины Большой Чуры. На заднем плане — гребень, по которому мы вчера шли
Серны на снежниках Большой Чуры
Длинный лесистый путь к Ачишхо
Впереди — длинный лесистый путь к горе Ачишхо
Скальный гребень у Большой Чуры
Сложный участок гребня между Большой Чурой и Санаторной

Мимо нас пролетает большой орел. Наверное, полетел охотиться на серн. Размах крыльев у него такой, что, кажется, он может серну накрыть ими полностью.

Скальные перемычки из черных сланцев

Идем по гребню. Пропустили то место, где нужно свернуть направо на нужный нам гребень. Спускаемся к лесу. Тропа чуть спускается в него и растворяется. Мы понимаем свою ошибку и ломимся через заросли вправо. Примерно через 2 часа ходьбы вдоль склона по этим «джунглям», выламываемся на нужный нам гребень. Отдыхаем немного и идем дальше. Здесь тоже идти трудно, т.к. тропы, как таковой, нет, а в лесу много зарослей малины. Спускаемся вниз. По узкой перемычке переходим на следующую горку. Переваливаем ее. Опять по узкой скалистой перемычке переходим на гребень, ведущий вверх. Только бы нам не пропустить развилку, где надо свернуть налево на гребень, ведущий к г. Ачишхо. В описании написано, что на месте развилки должен стоять старый сруб. Неожиданно для себя оказываемся на нужном нам гребне. Развилки нет, и сруба нет. Вообще, что вчера, что сегодня мы идем по таким местам, где давно никто не ходил. Нет мест стоянок, забросанных банками и бутылками, нет набитой тропы. Надписи, вырезанные на деревьях очень старые, почернелые. На некоторых из них даты 50-й год, 59-й год. Наименее древняя, что нам встретилась — это 61-й год.

Идем по гребню медленно, проламываясь сквозь заросли колючих кустов. Гребень широкий (метров 300), поэтому четко держать направление не удается. Иногда на деревьях встречаются старые зарубки, указывающие, где должна была бы проходить тропа. Идем часа 3. В зарослях пропустили поворот на гребень, ведущий к г. Ачишхо и ушли влево. Сама гора близко, кажется, рукой подать, но от нее нас отделяет глубокая долина с речкой. В том направлении, куда мы пошли идет достаточно хорошая старая тропа, видны старые места стоянок, но на карте почему-то этой тропы нет. Через 20 минут ходьбы мы понимаем свою ошибку и начинаем возвращаться.

Время уже 20 часов 30 минут, темнеет. Находим место для стоянки у пересохшего ручья. За водой приходится спускаться метров на 100 вниз к основному руслу. Ужинаем и ложимся спать.

Конец восьмого дня.

31 июля. День девятый.

Лес — гора Зеленая — 1-й цирк Ачишхо — перевал во второй цирк Ачишхо

Сегодня встали поздно. Пока Евгений спускается за водой и варит завтрак, я пишу эти строки. Вчера, ломясь по кустарнику, я понял одну вещь — горы неисчерпаемы по своей красоте, потому что они всегда разные. Мы в своем походе уже видели пять или шесть ландшафтных зон, каждая из которых красива по-своему. А сколько их еще...

Сейчас время 10 часов 15 минут. Завтрак почти готов. Надеемся, что сегодня мы не заблудимся, и нам все таки удается перевалить через г. Ачишхо и выйти к метеостанции. А там до пос. Красная Поляна часа 4 ходьбы по дороге.

Поели мы основательно, или правильнее сказать нажрались, как свиньи. После этого идти никуда не хочется, а хочется лечь и лежать, любуясь природой. Наконец, огромным усилием воли заставляем себя подняться и в 12 часов 10 минут все-таки выходим. Пока мы валялись, Евгений почитал описание маршрута — оказывается, сделай он это вчера, мы бы вообще не заблудились — настолько все было просто.

Возвращаемся чуть назад, сразу находим красивую заболоченную поляну, от которой поворачиваем направо, наверх. Как и в ту сторону в которую мы ходили вчера, сюда вначале ведет старая, но хорошая тропка. Однако, через 15 минут ходьбы она заканчивается, и мы снова ломимся по хламному лесу и зарослям из малины и ежевики. Кое где заросли такие, что, кажется, продраться совсем невозможно. К 15 часам выходим, наконец, к тому лесу, где начинается подъем на г. Зеленая. Лес здесь хламной, но малины уже почти нет. Через 30 минут нам попадается первая поляна, заросшая травой, но без колючек. Наконец-то мы вырвались из плена «лесных джунглей»!!! Можно снять длинные штаны и переодеться в шорты.

Находим тропу, ведущую вверх. По ней проходим узкий хребтик с обрывами в обе стороны. Справа от нас очень близко встает Чугуш, далеко внизу видны Колхидские ворота — самое низкое место ГКХ. Поднимаемся выше, проходим мимо снежника справа от хребта. Тропинка теряется в зарослях рододендрона (упругий, жесткий, низкорослый кустарник с жесткими, глянцевыми листьями). Оставшиеся 50 м до вершины лезем прямо по кустам, но это фигня, по сравнению с теми зарослями, через которые мы продирались всего час назад. В 16 часов 40 минут мы на г. Зеленая. Перед нами главная вершина Ачишхо. К ней ведет скалистый хребтик с жандармом посередине. Чуть левее него первый цирк Ачишхо, переходящий в широкую лощину с текущими по ней несколькими ручьями. Правее хребтика стекает ручей с водопадом. В 17 часов, после небольшого отдыха, спускаемся на хребтик, а с него налево по кулуару в долину. Тут хорошая стоянка на слиянии двух ручьев. Весь спуск занял 40 минут. Здесь мы обедаем и в 19 часов начинаем подъем к первому цирку Ачишхо. Легко одолеваем склон между двух ручьев в лоб. Пересекаем первый цирк Ачишхо и поднимаемся налево по простым скалам на хребет, отделяющий нас от второго цирка Ачишхо.

Гора Ачишхо с горы Зеленой
Гора Зеленая
Вид с перевала на г. Зеленую

Забыл сказать: внутри цирка текут несколько небольших ручьев, а перед самыми скалами есть средних размеров снежник, но он горизонтальный, поэтому сложностей не представляет.

С хребта открывается прекрасный вид во все стороны. Конечно, прекрасно смотрится Чугуш. Далеко за ним несколько горных массивов. Над ними облака и сверкают молнии. Справа, вдалеке, Арабика. Слева, чуть сзади видны Фишт, Пшехо-Су и Оштен. Чуть справа, внизу второй цирк Ачишхо, окруженный двумя хребтами: ближе к нам короткий, обрывающийся вниз в долину, а чуть подальше — длинный скалистый хребет, ведущий к метеостанции и дальше направо плавно вниз к п. Красная Поляна. Во втором цирке лежат несколько снежников. Мы спускаемся, проходим первый из этих снежников и, чуть ниже второго останавливаемся на ночлег. Место довольно удобное. На краю снежника воды немного, но достаточно, чтобы приготовить еду. В 23 часа на безоблачном небе огромное количество звезд. Луна еще не взошла. Некоторое время любуемся этой звездной картиной и идем спать.

Метеостанция Ачишхо
Вдали — вершины Кавказского заповедника. Внизу видна метеостанция Ачишхо. Справа на скале стоит Алексей
Силуэты Фишт-Оштеновского массива
Силуэты Фишта, Пшехо-Су и Оштена на фоне вечернего неба

Конец девятого дня.

1 августа. День десятый.

Блуждания по восточному гребню Ачишхо — верховья реки Ачипсе — метеостанция — пос. Красная Поляна

Восход на горе Ачишхо

Встали сегодня рано: в 5 часов 30 минут, тем более, что все равно толком не спится, т.к. вчера в полутьме в торопях мы поставили палатку на очень корявом месте: то там, то здесь торчали камни, а посередине проходило извилистое русло пересохшего ручья. Еда почти вся кончилась, поэтому завтракаем супчиком с сухарями. В 7 часов 10 минут выходим — это рекорд.

Пересекаем второй цирк Ачишхо, спускаемся вниз, пересекаем ручеек. Евгений чуть отстал. Я по каменной осыпи поднимаюсь вверх. Горы вокруг образуют как бы пологий кратер. Мне кажется, что тропа поворачивает направо. Иду туда. Слева скальный жандарм. Обхожу его, поднимаюсь в седловину и оказываюсь на краю скального обрыва. Тут я понимаю, что попал в первую по счету от г. Ачишхо седловину, а мы хотели попасть во вторую. Евгения сзади нет: видимо там где я свернул он пошел правильно — чуть налево. Другого пути нет, как только назад. Возвращаюсь. В общей сложности я ошибся на 0,5 ч.

Примерно на том месте, где я свернул с правильной тропы, встречаю Евгения без рюкзака — он дошел до второй седловины, понял, что я потерялся и пошел меня искать. Мы пробуем начать спуск с седловины в сторону Красной поляны, но натыкаемся на очень крутые склоны и скалы. Поднимаемся на жандарм, что слева, обходим его, но прохода нет. Приходится спускаться вниз, ниже второго цирка, к реке. Там находим туристов однодневников у которых спрашиваем дорогу. Они указывают нам тропу. Оказывается она здесь одна и по ней ходят «толпы» народу с Красной поляны. Тут мы замечаем еще две палатки, стоящие ниже.

Водопад на реке Ачипсе

Идем по тропе. Она обходит водопад, довольно красивый, высотой метров 30, и выходит на поляну. Там стоит очередная палатка и пасется лошадь, серая, в яблоках. Переходим речку. Несколько минут любуемся на водопад. Тропа идет сначала плавно вниз, потом круто наверх, петляет и выходит на седловину. Нам кажется, что метеостанция должна быть слева от нас по хребту, но тропа идет за седловину направо и потом снова поднимается наверх. Оказывается она идет серпантином с размахом примерно метров 500, огибая склоны. Поднимаемся наверх, проходим направо по хребту и оказываемся на большой поляне с озером. В дальней ее части стоит полуразрушенный домик — метеостанция. На поляне стоят несколько групп туристов. Некоторые однодневные, некоторые интересуются походами на Чугуш и в горы Грузии. Есть тут и группа Ленинградцев, идущих с Мезмая 14 дней, т.е. мы их догнали, но поговорить с ними не удалось, т.к. они ушли на Хмелевские озера. От других туристов мы узнали, что шли они другим вариантом — по Армянскому и Черкесскому хребтам.

Мы спускаемся по тропе вниз. Развилка. Обе тропы, набитые, промаркированные, ведут к п. Красная Поляна — одна через Хмелевские озера, другая напрямик. Мы идем направо, т.е. напрямик, т.к. у нас мало времени. Спускаемся по хорошей, набитой тропе. Вокруг лес, представляющий те же «джунгли» по которым мы ломились еще вчера, только там лес сопротивлялся, не пускал нас, вставая сплошной стеной, а здесь расступается, давая нам пройти.

Спускаемся 1 час 5 минут (всего нам надо сбросить приблизительно 1500 м высоты), останавливаемся перед речкой и делаем перерыв на обед. Обедаем картофельным пюре с рыбой. Дальше переходим речку по мостику из двух прогибающихся, сбитых скобами бревнышек. Чуть подальше переходим ее еще раз. Постепенно тропа превращается в дорогу, по которой может проехать машина и выходит к турбазе «Красная Поляна» (приют «Ачишхо»). Проходим через турбазу и идем дальше по дороге. Неожиданно слышим хрюканье. На этот раз это не кабан, а домашние свиньи. Далее встречаем одинокую могилку и через несколько минут выходим к п. Красная Поляна. Весь спуск занял у нас ровно 3 часа, а если не учитывать перерыв на обед, то 2 часа и 15 минут. Время 14 часов 35 минут — мы в поселке.

Здесь заканчивается наш, как я считаю, удавшийся на славу поход. А нам еще предстоит ехать до Адлера на автобусе по очень красивой горной дороге, но это уже совсем другая история...

Конец десятого дня и всего похода.