Виртуальное путешествие по горной Кубани

Туапсе — Белореченск (на электричке)

Схема железной дороги со станциями и платформами

Есть также более новое и подробное описание железной дороги Белореченская — Туапсе.

Обратно в Туапсе

Сразу за станцией Туапсе, вплотную к ней находится станция Туапсе-сортировочная, гораздо большая по размерам. Обычно из нескольких десятков железнодорожных путей почти половина занята грузовыми составами.

Первая гора слева высотой более 300 метров называется Пролетарская, сразу после которой расположена улица Интернациональная (бывшая Жданова) города Туапсе. Если бы мы проезжали здесь на автобусе или шли пешком, то могли бы совершить увлекательную прогулку на несколько часов в верховья ручья Греческая Щель, через перевал к реке Паук или насладиться видом на город с высоты птичьего полета.

Вскоре наш поезд (или автобус — если мы едем на автобусе), следуя изгибам реки Туапсе, резко поворачивает налево, затем почти сразу, проезжая мимо поселка Мессажай, делает правый поворот, обьезжая отроги горы Черная круча, и через пару километров останавливается на платформе Дачная у села Красного. Здесь совсем недалеко находится высокий водопад.

Электричка неторопливо везет нас дальше в горы. Мимо проплывают отдельные строения, огороды, береговые укрепления в русле реки. Непосредственно перед поселком Кирпичное проезжаем мимо горы Каштановой, которая является самой северо-западной и самой низкой вершиной хребта Большое Псеушхо.

С северных склонов этой самой высокой в окрестностях горы берет начало река Малое Псеушхо, долину которой мы проезжаем буквально через несколько минут. У этой реки есть большой приток — Пшенахо, вдоль которой можно совершить увлекательное путешествие к подножию Главного Кавказского хребта, а затем и на сам хребет.

Проезжая мимо станции Кривенковская, нельзя не заметить справа красивый высокий хребет. Самая высокая точка на нем — гора Семашхо (1033 м) — один из самых посещаемых природных объектов этих мест. И неудивительно: всего два-три часа несложного подъема — и ты имеешь возможность увидеть сразу едва-ли не весь Туапсинский район, а в очень хорошую погоду видимость превышает 100 км! По популярности эта гора уступает, пожалуй, лишь скальной вершине Индюк, находящейся на полпути до Семашхо. Чтобы пойти туда, нужно будет выйти примерно через 3 остановки — на станции Гойтх. А пока поезд медленно движется вдоль лесистого склона и, постепенно набирая высоту, приближается к Главному Кавказскому хребту. В просветы справа иногда можно заметить проплывающие вдали величественные скалы горы Индюк. А вот и одноименная станция. Сразу же за ней поезд ныряет в длинный наклонный туннель. Там он незаметно делает поворот на 180 градусов, выныривает на поверхность, поворачивает еще на столько же, пронзая двумя короткими туннелями два отрога и делает таким образом полный поворот, оказываясь опять у станции Индюк, только метров на 30 повыше. Со следующего участка дороги скалы видны лучше всего. Непосредственно перед станцией Гойтх поезд пересекает хребет по длинному и совершенно прямому туннелю — его видно насквозь.

Река Пшиш

Между Главным Кавказским хребтом и Каратянским Семашхо широко раскинулась долина реки Пшиш, берущей начало на склонах Шесси — самой высокой горы Туапсинского района. Вот уже видна река и дорога, уходящая вдоль нее к поселку Терзиян. Теперь эта река будет сопровождать нас почти до самого Белореченска, оказываять то справа, то слева от дороги. Пересекая ее первый раз, электричка останавливается на одноименной станции.

Величественные скалы, туннели и километровые высоты остались позади и теперь рельеф вокруг нас все более и более сглаживается и выравнивается — поезд покидает горные районы и выезжает на равнину. Река Пшиш осталась далеко слева, в окне проплывают поля и лесистые холмы. Вот мы пересекли мутно-коричневую спокойную реку Пшеха, так непохожую на себя в своих верховьях, где между Фиштом и Пшехо-Су вода реки падает с высоты 200 метров на травянисто-каменный склон, окруженный дремучим лесом. Затем через несколько километров проезжаем по длинному стальному мосту через шумную бурлящую реку Белую и останавливаемся на большой железнодорожной станции города Белореченска.