Виртуальное путешествие по горной Кубани

Кордон Бабук-Аул — Солох-Аул — Дагомыс

Обратно в Бабук-Аул и к Черкесскому перевалу

Сразу после кордона Бабук-Аул дорога выходит к реке Шахе. Здесь лучше свернуть вправо на маркированную тропу. Переходим бурлящий поток одной из самых больших рек Черноморского побережья Кубани по очень красивому висячему мосту и снова оказываемся на дороге.

Дорога теперь все время идет по правому (орографически) берегу реки по склонам высокого и крутосклонного хребта Бзыч. Вокруг густой лиственный лес, справа неподалеку шумит река. Вскоре (минут 30 от кордона) проходим мимо турбазы Бабук-Аул, которая представляет собой широкую поляну посреди леса с огромным ангаром в дальней ее части и одиноко-стоящим киоском у тропы. Здесь обычно довольно много народу.

Водопад

Водопады здесь в изобилии даже в сухое время года

На протяжении следующих 3-4 км мы пересекаем 2-3 притока, из которых самый большой — ручей Белый, и вскоре замечаем, что идем теперь по неширокой полочке в нескольких десятках метров над рекой. Отсюда начинается самая красивая часть дороги. Слева нас сопровождает вертикальная скальная стенка высотой иногда до 10 метров. По свисающему моху, ветвям и стеблям растущих над обрывом расстений стекает каплями водичка, которой здесь в изобилии даже в сухое время года, и дорога от этого во многих местах грязная и сырая. Иногда стена как бы отодвигается вглубь горы и тогда становится видно уходящую круто вверх узкую лощинку, заваленную камнями и ветками, по которой струится ручей и обрывается с уступа водопадом. Кое-где склоны выполаживаются и видны самшитовые заросли на каменных россыпях, причем мох густо покрывает как камни, так и ветви — как будто в подводном царстве. Такая дорога идет до самого второго кордона, до которого еще два часа пути.

Ориентироваться здесь проще по долинам притоков на противоположной стороне реки. Первую большую долину мы видим через 3-4 км после турбазы (как раз примерно отсюда начинается красивейший участок дороги). Это долина реки Ажу, берущей начало на склонах горы Аутль. От нашей дороги в этом месте уходит вниз к реке боковая дорога, которая, по-видимому, пересекает Шахе вброд и идет вверх по долине Ажу. То, что у горы Аутль есть развилка троп на Хуко и в долину Ажу — это я знаю точно (был там как-то), причем тропы хорошие, поэтому можно быть уверенным, что путь вдоль реки Ажу к горе Аутль существует.

Река Шахе

Река Шахе недалеко от второго кордона

Следующая большая долина по ту сторону реки — Бол. Бзныч. Отюда до второго кордона еще меньше часа ходьбы и вот мы видим шлагбаум, большую табличку и домик. Рядом протекает большой ручей с названием Монетная Щель, по размерам сопоставимый примерно с ручьем Белым. Итак, от кордона Бабук-Аул до этого места доходится за 4 часа. а отсюда еще чуть больше двух часов до селения Солох-Аул (это если торопиться). Дорога уже не такая живописная и становится похожа на обычную дорогу, каких много идет вдоль рек вблизи моря, хотя до поселка мы еще увидим много интересного. Так в одном месте скальная полочка с дорогой настолько узка, что ее ширина наращена за счет бревен, и получилось что-то вроде мостика. Вода бурлит прямо под ногами на глубине метров 10 — очень впечатляет! Рядом с этим «мостиком» с возвышения открывается, пожалуй, самый красивый вид с дороги на реку Шахе (см. фото).

Вскоре подходим к большой реке Бзыч (приток Шахе), которую пересекаем по очень-очень длинному висячему мостику. Причем большая часть ширины русла в обычное время сухая и при переходе по мосту под ногами видим в основном камни. У устья реки раскинулся поселок Бзыч. Отсюда возможны два варианта пути: внизу по реке или вверху по дороге. По реке, несомненно, короче, но много бродов, зато по дороге вверху интереснее. Верхняя дорога идет очень высоко над рекой и пару раз делает большой крюк, пересекая без сброса по высоте глубоко врезанные долины притоков. На нашем пути также встречается два-три живописнейших водопада.

Вот уже и первые домики завиднелись, но не обольщайтесь: еще идти и идти... Но всему приходит конец и вот мы уже сидим на автобусной остановке у асфальтированного шоссе, в поселке кричат петухи, снизу доносится шум реки, и только нарушают гармонию изредка проезжающие мимо автомобили.

Автобусы ходят несколько раз в день и последний уходит примерно в 20 часов, однако при желании можно пройти еще несколько километров, откуда ходит еще один автобус. Обо всем этом вам подробно могут рассказать любезные туземцы.

Автобусный маршрут идет не вдоль реки Шахе, а через перевалы, высотой более 400 м, через горные селения Верхне-Русская Хобза, Верхне-Русское Лоо, в долину реки Дагомыс к одноименному поселку у моря. Время в пути — чуть больше часа.

Дагомыс — это уже цивилизация, рядом находится ценральный Сочи. Здесь и автобусы, и электрички, и поезда, но которых можно поехать и в Туапсе, и в Сочи...